Четверг, 18.04.2024, 18:15
Военная авиация зарубежных стран
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Saab JAS 39 | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Saab JAS 39 Gripen многоцелевой тактический истребитель


Разработка многоцелевого тактического истребителя нового поколения JAS-39 Gripen (JAS -начальные буквы шведских слов Jakt, Attack, Spaning, указывающие на боевое предназначение самолета, а именно: перехват, нанесение ударов, разведка), была начатая в 1982 году в Швеции. Тактический истребитель JAS-39 Gripen способен в любых метеоусловиях днем и ночью вести борьбу с воздушными, наземными, морскими целями и осуществлять воздушную разведку, то есть выполнять боевые задачи истребителя ПВО, штурмовика и разведывательного самолета. При проектировании последователя самолета «Вигген» была поставлена задача создать самолет с основной функцией - истребитель-перехватчик, а второстепенная - возможность атаковать наземные цели при условии, чтобы новый самолет был бы дороже Saab-37 только на 60-65% и вдвое легче его.

Компании «Сааб», «Вольво Флюгмотор», «Эриксон» и FFV организовали промышленную группу JAS для разработки нового многоцелевого самолета. В 1982 г. были подписаны контракты на создание пяти опытных самолетов JAS 39. В июне 1984 г. парламент Швеции утвердил проект JAS (истребитель, штурмовик. разведчик) по созданию боевого самолета третьего поколения JAS 39 Gripen.

Постройка первого опытного самолета JAS 39 Gripen была завершена 26 апреля 1987 г., его первый полет состоялся 9 декабря 1988 г. Во время шестого испытательного полета 2 февраля 1989 г. из-за отказа системы управления полетом опытный самолет потерпел катастрофу, что потребовало усовершенствования системы управления. Исправления в основном программном обеспечении были сделаны в США на модифицированном самолете T-33. Были проблемы и с двигательной установкой RM12, которая страдала от помпажа и трещин на лопатках компрессора. Поэтому серийный самолет впервые поднялся в воздух 10 сентября 1992 г., а не в 1990 г. как планировалось первоначально.

JAS 39 Gripen представляет собой одноместный самолет, выполненный по схеме «утка», с одним двигателем, расположенным в фюзеляже. Планер рассчитан на максимальную эксплуатационную перегрузку 9. Кабина летчика с каплевидным фонарем герметичная. Катапультное кресло S10LS обеспечивает аварийное покидание самолета на стоянке. Шасси трехопорное, с одноколесными основными и двухколесной носовой стойками, рассчитано на посадку с большой вертикальной скоростью.

Самолет JAS-39 Gripen представляет собой моноплан со среднерасположенным треугольным в плане крылом со срезанными законцовками, переднерасположенными поверхностями управления и однокилевым хвостовым оперением. Шасси трехопорное, основные стойки убираются вперед, а передняя - назад. Крыло оснащено двумя парами элевонов (внешние и внутренние) и предкрылками. В хвостовой части фюзеляжа установлены аэродинамические тормозные щитки. Воздухозаборники двигателя размещены по обеим сторонам фюзеляжа на уровне кабины летчика.

Судя по материалам иностранной прессы, до 30 проц. конструкции самолета, включая крыло, киль, передние управляющие поверхности, воздухозаборники и створки шасси, выполнены из композиционных материалов, что позволило снизить его массу почти на 25 проц. В соответствии с требованиями нормальная взлетная масса самолета должна составлять 8000 кг, максимальная скорость полета без наружных подвесок - около 2000 км/ч (на большой высоте) и 1200 км/ч (на уровне моря). Длина истребителя 14 м, размах крыла 8 м, экипаж один человек. Также была начата разработка двухместного варианта, получение заказа на который ожидалось в 1987 году.

В качестве силовой установки намечалось использовать двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД) RM12 с низкой степенью двухконтурности (0,28), являющийся модификацией американского ТРД F404-GE-400. Двигатель RM12 разработан совместно шведской фирмой «Вольво флюгмотор» и американской «Дженерал электрик». По сравнению с американским он имеет на 10 проц. большую тягу на форсажном режиме (8200 кгс при удельном расходе топлива около 1,8 кг/кг-ч). Это достигнуто за счет увеличения степени повышения давления компрессора до 27 и температуры в камере сгорания, применения материалов с улучшенными характеристиками в конструкции турбины и форсажной камеры, а также изменения программы управления лопатками спрямляющего аппарата первой ступени компрессора. Для повышения надежности RM12 на нем устанавливается дублирующая система запуска и диагностическое устройство контроля работы. Кроме того, усиливается передняя опора компрессора, что позволит выдерживать ударные нагрузки, возникающие в полете при попадании в двигатель птиц массой до 0,5 кг. Масса двигателя RM12 1050 кг.

Топливо размещается в протектированных фюзеляжных баках. Система регулирования подачи топлива обеспечивает управление центровкой самолета. Возможна установка подвесных топливных баков емкостью по 500 или 1000 л. Имеются две основные гидравлические системы и одна резервная.

С июня 1984 года в США и с января 1985-го в Швеции осуществлялась программа наземных испытаний двигателя RM12, рассчитанная на 5500 ч наработки. По свидетельству западной печати, на заводе фирмы «Вольво флюгмотор» прошли испытания пять опытных его образцов, которые к апрелю 1986 года уже наработали 1400 ч. Летные испытания двигателя были намечены на первую половину 1987 года, а принятие решения о его серийном производстве ожидалось в конце 1987-го. Шведские специалисты рассчитывали к 1990 году увеличить максимальную тягу двигателя на 20 проц., а к 1995-му - на 30 проц. по сравнению с тягой двигателя F404-GE-400.

Самолет JAS-39 Gripen оснащается современным радиоэлектронным оборудованием на базе шведской центральной цифровой ЭВМ SDS80, которая будет использовать в своем математическом обеспечении языки программирования «Ада» и «Паскаль». Многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС 3-см диапазона разрабатывается совместно шведской фирмой «Эриксон» и английской «Ферранти». Считается, что благодаря цифровой обработке сигналов с помощью программируемого микропроцессора РЛС обеспечит применение оружия по наземным, морским и воздушным целям, полет с огибанием рельефа местности и обзор земной поверхности с высокой разрешающей способностью в интересах разведки.

Летчик сможет сам выбирать любой из режимов работы станции. По оценке шведских специалистов, новая РЛС в сравнении с установленной на истребителе «Вигген» будет обладать в 3 раза большей эффективностью, а за счет применения миниатюрных электронных компонентов и подвижной щелевой фазированной антенной решетки из углеродистого пластика, разработанной фирмой «Ферранти», занимаемый ею объем уменьшится на 40 проц. Первый опытный образец РЛС прошел стендовые испытания.

Для нанесения ударов по наземным целям и ведения разведки в ночное время в состав бортовой прицельно-навигационной аппаратуры намечается включить ИК-станцию переднего обзора с автоматом захвата и сопровождения цели. Станция будет размещаться в подвесном контейнере под правым воздухозаборником двигателя. В кабине летчика устанавливаются электронно-оптический индикатор американской фирмы «Хьюз» с расширенным (30X20°) полем зрения и три комбинированных растровых индикатора на электронно-лучевых трубках с экранами размером 120X150 мм. На левом индикаторе будет отображаться пилотажная информация (в том числе искусственный горизонт, скорость и высота полета, данные для захода на посадку), на центральном - движущаяся карта местности, хранящаяся в цифровом виде в запоминающем устройстве, на правом - тактическая обстановка с данными о целях, получаемая от РЛС и ИК станции.

Истребитель JAS-39 Gripen оборудуется электродистанционной цифровой системой управления полетом с трехкратным резервированием (механическое резервирование не предусмотрено), разработанной американской фирмой «Лир Сиглер». В ее состав войдут три основные цифровые и три резервные аналоговые ЭВМ. Сообщается, что система уже прошла испытания на специально оборудованном самолете «Вигген».

Самолет JAS-39 Gripen будет оснащен лазерной инерциальной навигационной системой Н-423 американской фирмы «Ханиуэлл», включающей, в частности, ЭВМ (быстродействие 860 тыс. опер./с.) с объемом памяти запоминающего устройства около 66 тыс. слов. УКВ радиостанция AMR-345 шведской фирмы «Бофорс», имеющая кнопочный набор и встроенный микропроцессор, обеспечивает установку 500 предварительно настроенных частот.

Для размещения современного ракетного и бомбового вооружения самолет оборудуется четырьмя подкрыльевыми узлами и двумя узлами подвески на концах консолей крыла (для ракет класса «воздух-воздух»). Кроме того, в фюзеляже устанавливается пушка «Маузер» калибра 27 мм. Предусматривается также использование подвесных контейнеров с разведывательным оборудованием и аппаратурой РЭБ.


Вооружение включает встроенную пушку Маузер ВК27 (калибр 27 мм) и подвесное оружие на семи наружных узлах, которое может состоять из УР класса «воздух-воздух» RB71 «Скай Флеш», RB74 (AIM-9L) «Сайдуиндер» или AIM-120, а также УР класса «воздух-поверхность» «Мейверик», ПКР RBS-15F, бомб, НАР и кассетного оружия.

В 1987 году началась сборка первого из пяти запланированных опытных образцов самолета JAS-39 Gripen. Три комплекта крыла для них изготавлены английской фирмой «Бритиш аэроспейс», а затем технология их производства будет передана Швеции. Для наземных испытаний систем истребителя построено более десяти стендов, проведено три серии испытаний в аэродинамической трубе, изготовлено несколько передних частей фюзеляжа для испытаний на прочность при столкновении с птицами и проверки системы катапультирования.

Первый лётный прототип «39-1» был утерян при посадке в 1989 г., второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 г., в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 г. в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 г - к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.

В октябре 1991 г. началась разработка двухместного тренировочного самолета JAS 39B. Первый самолет был передан ВВС Швеции 8 июня 1993 г. Всего до 2002 г. планировалась поставка до 300 самолетов JAS 39 Gripen.

Командование ВВС Швеции предполагало закупить 140 самолетов JAS-39 Gripen. Общая стоимость программы разработки и закупки этого самолета, по оценке зарубежных экспертов, составит около 4 млрд. долларов. На вооружение ВВС Швеции самолет поступил в 1996 году.

Экипаж: 1-2 чел
Макс. скорость: 2126 км/ч
Боевой радиус: 800 км
Практический потолок: 15 000 м
Длина: 14,1 м
Высота: 4,5 м
Размах крыла: 8,4 м
Площадь крыла: 25,54 м?
Масса
Пустой: 6620 кг
Снаряжённый: 8720 кг
Макс. взлётная: 14 000 кг
Двигатели: Вольво Аэро RM12 
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение: 1x27мм Mauser BK27 
Кол-во точек подвески: 7 
Масса подвесных элементов: 8000 кг
УР «воздух—воздух» AIM-120 AMRAAM, «воздух—поверхность»,противокорабельные ракеты СААБ RBS-15F, кассетные бомбы, бомбы с лазерным наведением


Поиск
Реклама
.
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz