Saab-35 Draken Истребитель-перехватчик J-35 Draken предназначен для перехвата
сверхзвуковых бомбардировщиков. Работа над проектом по созданию
реактивного истребителя в компании Saab началась еще в августе 1949 г.
Для прототипа был выбран проект с треугольным крылом с изломом передней
кромки и малой полетной массой. Прототип уменьшенного размера Saab-210 с
ТРД совершил первый полет 21 февраля 1952 г. и подтвердил отсутствие
проблем с крылом такой формы. Первый опытный самолет Saab-35 с ТРД с
форсажной камерой поднялся в воздух 25 октября 1955 г., а первый
серийный истребитель J-35A под названием «Дракен» (draken — дракон) — 15
февраля 1958 г. С марта 1960 г. ВВС Швеции получили 525 самолетов J-35
Draken всех модификаций.
J-35 Draken — одноместный самолет цельнометаллической конструкции,
выполнен по схеме «бесхвостка», с одним двигателем в фюзеляже.
Треугольное крыло двойной стреловидности по передней кромке. Центральная
часть крыла крепится к фюзеляжу с помощью неразъемного соединения, его
внешние части к центроплану — с помощью болтовых соединений. На каждой
консоли крыла установлены двухсекционные элероны, механизация крыла
отсутствует.
Фюзеляж состоит из двух секций, соединенных болтами. Кабина
герметичная, с системой кондиционирования, фонарь откидывается назад.
Установлено катапультное кресло, обеспечивающее покидание самолета на
стоянке. Сверху и снизу фюзеляжа расположены по 2 воздушных тормоза.
Киль стреловидный, с рулем направления. Шасси трехопорное, с
одноколесными стойками. Носовая стойка убирается вперед, основные (на
укороченных стойках) — в хвостовые консоли крыла. Это позволяет
совершать посадку с оптимальным углом атаки и наиболее эффективным
аэродинамическим торможением во время пробега, что в сочетании с
тормозным парашютом сокращает пробег до 610 м.
Топливо размещается в баках-отсеках центроплана. жестких и мягких
фюзеляжных баках общей емкостью около 4000 л. Предусмотрена установка
подвесных топливных баков с увеличением полного запаса топлива до 7500
л. Система регулирования расхода топлива обеспечивает центровку самолета
в полете.
Система управления полетом бустерная необратимая. с дублированными гидравлическими тандемными приводами и автоматом загрузки.
Усовершенствованный вариант J-35B имеет удлинённую хвостовую часть
фюзеляжа в связи с установкой модифицированной форсажной камеры
двигателя, а двухместный учебно-тренировочный вариант получил
обозначение Sk-35C.
На J-35A и В устанавливалась система управления огнем SAAB S6B с
упрощенной поисковой РЛС, что обеспечивало атаку воздушных целей с
упреждением из задней полусферы.
Вариант J-35D в результате модернизации получил более мощный
двигатель RM6C, систему управления огнем S7 с РЛС PS-03 для атаки на
встречно-пересекающихся курсах.
S-35E оборудован для ведения тактической разведки. Для выполнения
этой задачи было установлено семь фотокамер (пять SKa24 и SKal6B в
носовой части фюзеляжа и SKa24 в крыле). Кроме того, обеспечивалась
возможность подвески контейнера «Викон 25» с тремя ИК-камерами.
Окончательный серийный вариант J-35F оснащался улучшенной системой
управления огнем S7B с РЛС PS-/11 А, что дало возможность подвешивать и
примененять УР «Фолкон» вместо «Сайдуиндер».
Модификация 64 самолетов J-35F для эксплуатации в настоящее время
привела к появлению варианта J-35J, который оснащен усовершенствованной
РЛС и ИК-датчиком, новой системой предупреждения о приближении к земле,
навигационным оборудованием, системой опознавания государственной
принадлежности, приборным оборудованием.
На самолетах J-35 Draken устанавливались две (на J-35F одна)
встроенные пушки «Аден» М-55 (калибр 30 мм, боезапас 90 снарядов), две
УР RB-27 и две RB-28 «Фолкон». В конфигурации
истребителя-бомбардировщика самолет может нести двенадцать НАР «Бофорс»
М-56 (калибр 135 мм) или два контейнера по восемнадцать НАР (калибр 75
мм) и бомбы (2 по 500 кг или 9 по 100 кг). На J-35J добавлены два новых
под крыльевых узла, на которых размещены четыре подвесных бака и две УР.
Компания Saab также создала экспортный вариант самолета «Дракен» под
обозначением Saab-35X с увеличенным запасом и большим полетным весом.
Дания купила самолет известный как A-35XD. но в ВВС Дании он получил
обозначение F-35. Для ВВС Дании также были поставлены самолеты для
фоторазведки S-35XD (RF-35) и двухместные учебно-тренировочные Sk-35XD
(TF-35). Финляндия получила 12 истребителей J-35XS и 24 J-35FS, 5
учебно-тренировочных J-35CS.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ J-35F Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч: максимальная на высоте около 10 км 2125 крейсерская 950 Практический потолок, м 20000 Дальность, км: перегоночная 2750 действия 560-1100 Масса, кг: максимальная взлетная 12700 нормальная взлетная 11400 пустого самолета 7425 Максимальная боевая нагрузка, кг 1000 Габариты самолета, м: размах крыла 9,4 длина 15,35 высота 3,89 Двигатель: ТРДДФ Svenska Flygmotor RM6C, кгс 5800/7830
|