|
«Многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon (Сокол)»
Самолет F-16 составляет основу ВВС США и многих из 19 закупивших
его стран. Самый распространенный из зарубежных реактивных истребителей
четвертого поколения.
F-16
представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом и двигателем в
хвостовой части фюзеляжа. Имеет интегральную аэродинамическую компоновку,
отличающуюся плавным сопряжением фюзеляжа и трапециевидного в плане крыла со
сравнительно небольшой стреловидностью по передней кромке. Плавное сочленение
крыла и фюзеляжа позволило обеспечить создание фюзеляжем дополнительной
подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция выполнена на 78,3% из
алюминиевых сплавов, 4,2% составляют титановые сплавы. 4,2% — углепластик и
3,7% — сталь.
Фюзеляж типа полумонокок цельнометаллический. Кабина с регенеративной системой
кондиционирования и наддува. Катапультируемое кресло фирмы Макдоннелл-Дуглас
АСЕSII
обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости 1100 км/ч на
высотах до 15000 м.
Во второй половине 1980-х годов самолеты F-16C/D были оборудованы средствами снижения заметности
(металлизирован фонарь кабины с внутренней стороны, применены радиопоглощающие
материалы в зоне воздухозаборников), позволившими уменьшить фронтальную ЭПР на
40%.
Самолет F-16
является первым зарубежным истребителем с постоянно действующей ЭДСУ без
резервной механической проводки.
Разновидности истребителя F-16:
F-16А —
одноместный многоцелевой истребитель в основном для действий в светлое время
суток. Первый серийный вариант F-16. Производство завершено в марте 1985 г. Выпускается
только для иностранных заказчиков.
F-16В —
двухместный учебно-боевой вариант F-16А. Производство для ВВС США прекращено в 1985
г.
F-16C — одноместный
усовершенствованный многоцелевой истребитель. Поставляется ВВС США с июля 1984
года.
F-16D — двухместный
учебно-боевой вариант F-16C. Поставляется
ВВС США с сентября 1984 г.
F-16ADF — истребитель
ПВО для национальной гвардии ВВС США. В этот вариант в 1989—1992 гг.
модифицированы 279 ранее построенных F-16A и F-16B.
RF-16C (F-16R) —
разведывательный вариант с контейнерной системой ATARS.
Самолеты F-16
американских ВВС дислоцированы во многих странах мира. К середине 1992 года
выпущено более 2900 самолетов. F-16 выпускается фирмой Дженерал Дайнэмикс, а также по
лицензии фирмами ТАI
—Турция, SABCA —
Бельгия и "Фоккер" — Нидерланды.
Характеристики истребителя F-16: Год принятия на вооружение — 1976 Размах крыла —
9,45 м. Длина самолета со штангой ПВД — 15,03 м. Высота самолета — 5,09 м.
Площадь крыла — 27,87 кв.м. Угол стреловидности по передней кромке — 40 град.
Масса пустого самолета, кг: — F-16A —
7365; — F-16В —
7655; — F-16C с ТРДД F100-PW-220 — 8275; —
F-16D с ТРДД F110-GE-100 — 8855.
Масса топлива, кг: — F-16A/C — 3105; — F-16B/D — 2565; — в
подвесных баках — 3065. Взлетная масса, кг: — расчетная с полным запасом
топлива: F-16A/B—11113; F-16C/D —11839; —
максимальная с внешней нагрузкой: F-16A/B—16057; F-16C—19190.
Тип двигателя: — F-16A/B/C/D — 1ТРДДФ
Пратт-Уитни F100-PW-200; — F-16C/D (партии
50/52) — 1ТРДДФ Пратт-Уитни F-100-PW-229 или Дженерал Электрик F110-GE-129. Максимальная тяга
форсированная/нефорсированная: — F100-200 — 106,0/65,3 кН (10810/6655 кгс); — F100-229 —
129,4/79,2 кН (13200/8075 кгс); — F100-129 — 129,0/75,6 кН (13155/7710 кгс).
Максимальная скорость — у земли — М=1,2; — на высоте 12200 м — М более 2,0.
Посадочная скорость — 226 км/ч. Практический потолок — 15240 м. Практическая
дальность — 1315 км, перегоночная дальность — 3890 км. Максимальная
эксплуатационная перегрузка — 9.
Вооружение: Шестиствольная пушка Дженерал Электрик М61-А-1 (20 мм, 6000
выстр./мин, 511 патронов), до шести УР ближнего боя AIM-9L/M/P
"Сайдуиндер". В варианте истребителя-бомбардировщика — может нести УР
класса "воздух—поверхность", а также управляемые бомбы с лазерной и
оптоэлектронной системами наведения, обычные бомбы Mk.82, Mk.83 и Mk.84. Суммарная
расчетная нагрузка на девяти внешних узлах при перегрузке 5,5 составляет 9280
кг. F-16ADF могут нести
УР класса "воздух—воздух" средней дальности AIM-7
"Спэрроу". Возможно использование УР класса
"воздух—поверхность" AGM-65A/B/D
"Мейврик", подвеска контейнера GPU-5/A с пушкой калибра 30 мм.
| |