General Dynamics F-111Дженерал
Дайнэмикс F-111 (англ. — General Dynamics F-111) — двухместный
тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия, самолёт тактической
поддержки, с крылом изменяемой стреловидности.
27 июля 1996 года
на церемонии, посвящённой выводу этих самолётов из боевого состава ВВС США,
было узаконено неофициальное наименование F-111 англ. «Aardvark» (Трубкозуб).
Самолёты,
стоявшие на вооружении Австралийских королевских ВВС (RAAF), имели неофициальное прозвище англ. «Pig»
(Свинья).
Работы по
разработке F-111 начались в
1962 году, когда корпорация General Dynamics в содружестве с ещё одной авиационной
компанией Grumman Aircraft были выбраны в качестве разработчиков
тактического истребителя с изменяемой геометрией крыла. Первоначальный контракт
предусматривал производство 23 самолётов, включая 18 штук F-111A, предназначенных для ВВС США, и 5-ти F-111B для ВМС США (в процессе работы над проектом ВМС
отменили свой заказ). Первый прототип был снабжён двумя двигателями Pratt & Whitney TF30-P-1 и совершил свой
первый полёт 21 декабря 1964 года, а уже во время второго полёта 6 января 1965
года, крылья были сложены и разведены на полном диапазоне углов от 16 до 72,5
градусов.
Всего было
построено 160 машин модификации F-111A. Первые экземпляры
поступили на вооружение 4480-й тактической истребительной эскадрильи,
расквартированной на авиабазе Неллис в штате Невада в октябре 1967 года. Уже 17
марта следующего года 6 самолётов из этого подразделения были переведены на
авиабазу Тахли в Таиланде, для проведения испытаний в боевых условиях во
Вьетнаме. Впервые они приняли участие в боевой операции 25 марта. За месяц
участия в боевых действиях было потеряно три самолёта, после чего испытания
были прекращены. В сентябре 1972 года F-111A из состава 429-й и
430-й тактических истребительных эскадрилий, базировавшихся в Тахли, были
использованы с высокой эффективностью для атак целей в районе Ханоя. Самолёт
очень хорошо себя зарекомендовал при выполнении заданий в любых погодных
условиях и ночью. Он оказался способным эффективно прорывать противовоздушную
оборону самой высокой плотности.
За F-111A последовали F-111E, которые были снабжены усовершенствованными воздухозаборниками, что
позволить улучшить характеристики на скоростях больше 2,2 числа Маха. Эти
самолёты поступили на вооружение 20-го тактического истребительного авиакрыла,
расквартированного в Аппер-Хейфорд, Великобритания. Переоснащение ими этой
части завершилось летом 1971 года, и ей была поставлена задача в случае начала
боевых действий в Европе перехватывать воздушные цели в глубине территории
противника. Вторым подразделением, на вооружение которого поступили новые
машины, стало 48-е тактическое истребительное авиакрыло, в боевую задачу
которого входил перехват целей над Адриатикой. 48-е ТИК получило в своё
распоряжение самолёты F-111F. Этот вариант вобрал в себя все лучшие
качества F-111E и FB-111A (стратегического бомбардировщика) и был оснащён более мощными двигателями.
Самолёты, стоявшие на вооружении 48-го ТИК, были способны нести ядерное оружие
во внутренних контейнерах наряду с широким набором обычного вооружения,
располагавшегося на внешних подвесках. Эти самолёты составляли основу
тактических ядерных ударных сил НАТО на Европейском театре.
Кроме этого,
выпускались следующие модификации:
F-111C (всего построено 24
машины, из них несколько в варианте RF-111С) был ударной версией, разработанной специально для ВВС Австралии;
F-111D (построено 96
экземпляров) был самолётом тактической поддержки.
Также на базе F-111A был создан самолёт радиоэлектронной борьбы EF-111A.
Эти самолёты
принимали широкое участие в боевых действиях во Вьетнаме, участвовали в ударе
американских ВВС по Ливии в апреле 1986 года и наносили удары по целям в Ираке
во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. А также самолёты из ВВС
Австралии применялись для патрулирования в конфликте 1999 года в Восточном
Тиморе.
Всего за время
производства было выпущено 562 самолёта.
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Длина: 22,40 м
Размах крыла:
в сложенном положении: 9,47 м
в развёрнутом положении: 19,20 м
Высота: 5,22 м
Площадь крыла:
в сложенном положении: 48,77 м²
в развёрнутом положении: 61,07 м²
Профиль крыла: NACA 64-210.68 корень крыла,
NACA 64-209.80 законцовка крыла
Масса пустого: 21394 кг
Масса снаряжённого: 37577 кг
Максимальная взлётная масса: 45359 кг
Масса топлива: 14700 кг (во внутренних
баках)
Двигатель: 2 двухконтурных турбореактивных
Pratt & Whitney TF-30-P-100
максимальная тяга: 79.6 kN
тяга на форсаже: 112 kN
Коэффициент лобового сопротивления при
нулевой подъёмной силе: 0.0186
Эквивалентная площадь сопротивления: 0.87
м²
Коэффициент удлинения крыла:
в сложенном положении: 1,95
в развёрнутом положении: 7,56
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
у земли: 1475 км/ч
на высоте: 2655 км/ч (2,5 Маха)
Посадочная скорость: 200 км/ч
Разбег: 900—910 м
Пробег: 730—915 м
Боевой радиус: 2140 км
Перегоночная дальность: 5190 км
Практический потолок: 17985 м
Скороподъёмность: 131,5 м/с
Нагрузка на крыло:
в сложенном положении: 771 кг/м²
в развёрнутом положении: 615,2 кг/м²
Тяговооружённость: 0,61
Аэродинамическое качество самолёта: 15,8
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
+6
Вооружение
1 подвесная многоствольная пушка M61A1 (20
мм)
2xУР AIM-9P3
Боевая нагрузка: до 14290 кг различного
вооружения на 8 подкрыльных пилонах.
|